Ламаизм в Китае

Ламаизм в Китае
Ламаизм в Китае

Ламаизм в Китае  喇嘛教 [lǎmajiào]

Ламаизмом называется одно из самых поздних и наиболее целостных направлений буддизма. Ныне Далай-ламу в мире почитают, как главу всех буддистов, а его авторитет огромен и сопоставим с авторитетом Папы Римского.

Сущность ламаизма

Термин ламаизм в буквальном переводе означает «выше нет». Он произошел от слова «лама», которое переводится, как тибетский монах или священник.

 

Ламаизм объединил в себе несколько разных религий. В частности, он вобрал в себя некоторые обряды и традиции, позаимствованные из древней тибетской религии бон. Кроме того, в нем сплавились воедино чуть ли не все направления буддизма, такие как хинаяна и разные ответвления махаяны. Особое место в ламаизме занимает алмазная колесница (ваджраяна), вобравшая в себя обряды из древних культов плодородия.

Специфика ламаизма обусловлена также буддийским тантризмом, который привнес в него:

• мандалу – цветное графическое изображение Вселенной

• Калачакру (Колесо времени) — 60-летний цикл жизни человека, символизирующий повторение человеческой жизни в сансаре, то есть кармическом мире

• Грубые магические, в том числе и сексуальные, практики и медитации

Ламаизм основан на строгих этических нормах существования. В нем существует 10 черных грехов – тела, слова и мысли, а также 10 белых добродетелей, диаметрально противоположных грехам. Ламаизм предписывает верующим терпение, обет, усердие, подаяние, медитацию и праджню (мудрость).

История ламаизма

Буддизм в Тибет проник из Индии в пятом веке. Однако до середины 7 в. о нем мало кто знал. Лишь в период правления Сронцзан Гамбо буддизм стал государственной религией. Его главными женами были непальская и китайская принцессы, которые принесли в Тибет буддистские реликвии и священные тексты.

Дальнейшим развитием буддизм обязан царю Тисронгу. При нем возведено множество буддистских храмов и монастырей, переведены на тибетский язык священные книги. Из Индии в Тибет приехал Падма Самбхава, один из основателей тантризма, более понятного тибетцам.

Потом наступил период гонений. И лишь в 11 веке снова начался расцвет буддизма в Тибете. Он связан с приездом из Индии крупного деятеля буддизма – Атиши. 1050 год ознаменовался проведением собора тибетской церкви. Были переведены на тибетский язык многие канонические и богословские буддистские трактаты. Атиша очистил буддизм от магической обрядности, демонических культов шаманизма и религии бон. Но и после этого роль буддизма то возрастала, то снова уменьшалась. К тому же, среди тибетских буддистов не прекращались столкновения на философской и богословской почве.

Окончательно сформировался ламаизм лишь в 15 веке, после реформ Цзонкабы (вторая половина 14 века). Им было введено безбрачие для монахов и строгая дисциплина, а учение получило название гелукпа, то есть добродетель. Тантризм был оставлен в ламаизме в усеченной форме, без магических обрядов. Взяты лишь символические приемы получения энергии шакти. Благодаря всем этим переменам буддизм завоевал авторитет среди тибетцев, а монахи (ламы) постепенно превратились в привилегированный слой наставников и учителей.

Объединение политической и религиозной власти

В середине 16 в. появляется титул Далай-ламы, через столетие – Панчен-ламы. Это два высших религиозных руководителя в ламаизме. Тогда же была сформулирована теория о перевоплощении высших ламаистских священников. Согласно ей, умирая, Далай-лама перевоплощается в младенца. Поэтому после его смерти по всей стране искали ребенка, который мог подтвердить, что ему знакомы личные вещи умершего. Тогда он становился новым Далай-ламой.

Высшее ламаистское духовенство стремилось отделить Тибет от Китая. Им это удалось в середине 18 в., когда Тибет превратился в суверенное теократическое государство. Главой государства был Далай-лама, объединяющий в своих руках политическую и религиозную власть. Однако в середине 20 в. руководство Китая предприняло военную компанию против Тибета. Тысячи храмов были разрушены, монахов нещадно уничтожали.

Далай-ламе XIV пришлось покинуть Тибет и бежать в Индию. Вместе с ним — более ста тысячи тибетцев, монахов и мирян. Сейчас Далай-лама, как политический эмигрант, живет в Мак-Леод-Ганг — городе в предгорьях Гималаев на территории Индии.

Если у вас есть что добавить, или вы можете поделиться своим опытом, обязательно оставьте свой комментарий.

Related posts:

2 комментария

  1. С большим интересом прочитала статью. Информация для меня новая и я узнала интересные факты о ламаизме в Китае

  2. Лама я считаю намного мудрее папы римского..не буду никого оскорблять, но папа римский для меня предстает в образе темном и отторгающем!!!! А вот все буддисткие верования в том числе и ламаизм действительно полны духовности и величия! Спасибо Татьяна за великолепную статью!

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *